Часть 2.
Когда мы касаемся области духовного, мы сталкиваемся с рядом парадоксальных противоречий.
Например, все, что мы воспринимаем, не является нами, поскольку мы это воспринимаем. Наш дух, ядро, не является ничем из того, что снаружи — потом что снаружи все. Однако, мы можем воспринимать все, и в этот момент наш ум принимает форму воспринимаемого объекта. Акт восприятия — по сути акт превращения ума в воспринимаемый объект. Т.е. ум может быть всем.
Также, невозможно понять форму, не имея идеи пространства, ибо форма — это то, что ограничено в пространстве. И наоброт. Если мы воспринимаем формы, ум может воспринимать форму, следовательно наш ум имеет свойства пространства. Форма может существовать только в пространстве.
Невозможно понять изменения, не имея идеи постоянства. Что бы понять изменчивость и цикличность, мы должны сравнить изменчивое с чем-то неизменным. Что бы ум мог постичь изменчивость, он должен быть неизменным — по своей природе. Изменчивое должно сравниваться с постоянным и это постоянное, вечное и неизменное должно содержаться в уме. Присутствовать там.
Развивая эти рассуждения о противоположностях, мы придем к тому, что наша суть обладает свойствами абсолюта — она безгранична, как пространство, в противоположность изменчивому неизменна. Она не рождена, не создана, не имеет конца, является всевмещающей и неограниченной в возможностях.
Конечно, это всего лишь умственное упражнение. И на самом деле допущение о том, что мы становимся тождественными объекту в момент его восприятия достаточно сильное. Проверить его нельзя и вопрос о его истинности опять же лежит в области веры.
Но интуитивно понятно, что если бы мы не были в состоянии постигать суть вещей, т.е. воспринимать ее в себя, окрашивать ум в ее качества, то мы не смогли бы нормально функционировать — невозможность постичь суть приводила бы к тому, что мы бы совершали ошибочные действия и очень быстро бы погибли.
Более того, каждый из нас знает из личного опыта это ощущение в момент постижения чего-то — ощущение тотального единения с предметом. И кстати, это состояние случается достаточно часто. Но увы, миг его краток и не все из нас успевают его отрефлексировать.
У индусов это называется Самадхи. Самадхи не являтся чем-то уникальным, для нормально функционирующего индивида это поседневная обыденность, рядовая операция восприятия.
***
Но сознание, дух, не может быть качественно отличающимся от материи. Что бы иметь возможность влиять на материю, а более того, воспринимать ее, природа духа должна быть подобной природе материи. Можно утверждать даже большее, пусть и несколько в парадоксальном виде — дух должен иметь природу, идентичную природе материи. Или наоборот — материя по своей сути должна быть идентична духу. Они тождественны, «сделаны» из одного и того же, и именно поэтому возможна градация материи по степени ее «тонкости», и именно поэтому мы можем утверждать материальность тонких проявлений нашего ума и саму возможность их влияния на материю.
Потому рассуждения о различного рода «тонких телах», «эгрегорах» и прочих тонкоматериальных образованиях имеют под собой основание — все это тоже материя, с энергетическими и прочими характеристиками, и она непрерывно, без скачков в качестве, связана с той материей, которую имеет в виду наше обыденное сознание. И по той же причине любой камень, столб, гора, река и прочее имеют в себе «психическую» составляющую, место для расположения той или иной степени тонкости духовной основы.
Восходя вверх, в направлении все большей тонкости материи, мы видим, что формы становятся все более делокализованными. Если можно определить границы физических объектов, то границы полей и частиц, проявляющих волновую природу становятся уже неопределенными. Более тонкие объекты, такие как идеи — вообще не имеют четкой локализации в пространстве — одну и ту же идею может разделять большое количество людей и невозможно сказать, где ее пространственная граница.
Однако формы все таки существуют, пусть и не в трехмерном пространстве. У идеи есть конкретное оформление, она четко отличается от другой идеи. Вот только эта форма существует в специфическом пространстве. И мы, утверждая материальность тонких форм, должны понимать, что это пространство, а также другие возможные пространства, в которых могут находиться еще более тонкие формы — так же физично и реально, как данное нам в ощущениях трехмерное пространство электромагнитных полей, зарядов и масс.
Если же рассматривать пространство как абстрактную возможность вмещать в себя формы, то тут вообще нет разницы между пространством с электромагнитными полями и пространством с тонкими формами — их природа тождественна, она есть принцип вмещения и возможность элементарных операций преобразования — трансляций, поворотов и т.п., оставляющих форму инвариантной относительно этих операций. В этом смысле «тонкое» пространство — в точности то же самое, что и «материальное». Оно тут же, прямо здесь, а не в «складках астральных измерений», не где-то на гипотетических «небесах».
Эта идея — точка примерения материализма и идеализма. Она дает козыри как той, так и другой стороне и разрешает их вечный спор. И дух материален, и материя есть ни что иное, как трансформации единого по природе с духом.
Нам же, астрологам, эта идея дает философские основания для прикладных гипотез.
Зодиак.
Идея о том, что процессы в своем развитии проходят различные стадии — очевидна и интуитивно понятна. Самый яркий пример процесса, имеющего стадии — это жизнь человека. Рождение-взросление-старение-смерть. Начало, развитие и конец. Можно выделять различное количество стадий развития процессов, но наибольшее распространение и теоретическое осмысление получили 12ти стадийные схемы. Эти схемы идентичны в своих абстрактных свойствах, и Зодиак, если говорить об астрологии, как раз и есть один из вариантов их формулировки.
Например, Буддизм выделяет 12 так называемых стадий развития обусловленного существования (нидан). Обусловленность тут имеет смысл причинно-следственной связи — если не препринимать ничего, выходящего за рамки обычного существования, то каждое действие будет иметь свои последствия и порождать соответствующие события и действия. Эти 12 стадий закольцованы — последняя стадия завершающегося цикла порождает первую стадию следующего цикла.
Буддизм говорит о цепи перерождений, переходе из цикла в цикл применительно к существованию воспринимающей индивидуальности, но идею о перерождении можно расширить, говоря обобщенно о перерождении идей, общественных течений, социальных институтов и т.п.Завершая один цикл развития идея, индивид начинает новый цикл. Это возможно и без перехода в новое тело, без фактического умирания — речь может идти просто о некоторых крупных жизненных отрезках, этапах деятельности и т.п.
Здесь буддизм вводит понятие о карме. Хочется подчеркнуть, что «карма» — исключительно технический термин, в нем нет оттенка оценочности. Карма не есть ни наказание, ни поощрение за хорошее поведение, карма есть по сути утверждение того, что любое действие будет иметь свои последствия и породит определенные события, намерения, и т.п. Закон кармы — это утверждение того, что мы живем в мире, в котором все связано причинно-следственными связями.
Важно напомнить о фундаментальном положении буддизма — мы можем в любой момент прервать этот цикл. Прервать не путем остановки движения, а через выход из вовлеченности в причинно-следственную связь. Правильное сосредоточение ума мгновенно освобождает от обусловленности кармическим движением. Это важно — потому что это еще одна причина, по которой мы не можем точно предсказывать будущее — даже если мы знаем циклы обусловенности, по которым развивается интересующее нас явление, все равно, участвующие в событиях люди или иные существа, обладающие духовным ядром, проявляя себя могут произвольно, в любой момент времени, на любой стадии этих циклов их остановить или хотя бы их покинуть.
Ранее мы говорили о возможности того, что материя может иметь различные степени утонченности, «одухотворенности». Фактически, цикл обусловленного существования содердит в себе две стадии — инволюции и эволюции. Инволюция — это нисхождение, все большее уплотнение, обрастание формой, погружение в материальность, путь от чистого духа к чистой материи. Эволюция — обратный процесс, движение ко все большей тонкости. Инволюция и эволюция делят цикл существования ровно пополам.
Первоначально идея возникает как некое «дуновение», едва ощутимое движение духа. Затем она осознается как смысл, как картинка, и порождает намерение. Намерение перерастает в решение, событие, которое затем обдумывается, обрастает интеллектуальными подробностями, коммуникативными связями. Затем происходит ее «переживание», эмоциональная оценка, которая порождает в свою очередь энергетические потоки, в конечном итоге перемещающие и формирующие материальные тела. Это — путь инволюции, все большей конкретизации, обрастания все более материализованными подробностями и т.п. Здесь нематриальное, духовное воплощается в материю.
Эволюция — обратный процесс. Если инволюция подобна вдоху, то эволюция — выдоху.
Существуют различные эмоционально окрашенные оценки этим процессам. Можно понимать инволюцию как грехопадение, как распятие духа в материи, а можно — как развитие, обрастание жизненными подробностями. Аналогично эволюция обычно воспринимается как нечто позитивное, как движение вперед, но можно понимать ее и как процесс расставания с материей, завершение, начало процессов распада форм.
На самом деле здесь стоит все таки избегать лишней оценочности. Обе фазы — просто часть почти механического процесса разворачивания и сворачивания первичного импульса, и вообще говоря, если что и «плохо», то плоха эта механистичность, неконтролируемость и неосознанность разворачивания причинно-следственной связи. А «хорошим» является акт осознания, прерывающий эту механичность. Он выводит нас из области предсказуемого, и в этот момент и возникают условия для реализации принципа свободы воли, проявления индивидуальности. По сути, истинная эволюция и есть вот такие акты освобождения индивидуальности от обусловленности кармическими движениями.
Также неверно осуществлять классификацию на высшее и низшее. Если некто находится в начале цикла и имеет дело с достаточно тонкими объектами, а кто-то другой — в середине и имеет дело с сугубо материей, не правильно думать, что первые лучше или выше или духовнее вторых. И те и другие решают свои задачи, и по сложности и напряжению сознания эти задачи равноценны. Просто у сознания различные объекты, но те операции, которые совершает наш ум и дух по качеству и степени глубины совершенно идентичны.
***
В этом месте нашего изложения теоретических основ астрологии стоит описать хорошо известную модель семи тонких тел и показать ее связи с 12-ти стадийной схемой разворачивания кармического цикла, и, соответственно, с Зодиаком.
Обычно о семи тонких телах говорят применительно к живым существам и в первую очередь — к человеку. Хотя, без потери общности, можно говорить о том, что некий аналог тел различной степени тонкости можно найти и в любом другом объекте. Возможно, по сравнению с человеком тонкие тела чего-либо неодухотворенного будут проявлены в меньшей степени, однако принципиально то, что они все таки присутствуют, пусть и в сильно уменьшенном виде.
Нужно понимать также, что тут не работают геометрические аналогии — тонкие тела не входят друг в друга, не располагаются одно внутри другого, подобно матрешкам, скорее здесь правильно понимать существование различных пространственных измерений, и соответствюущих пространств для движения тел различной степени тонкости.
Семь тонких тел: атманическое, буддхиальное, казуальное, ментальное, астральное, эфирное и физическое. Для наглядного пояснения я часто использую такие аналогии: физическое тело — это собственно тело. Материя, кости, мясо, кожа. Теперь, если, грубо говоря, почесать руку, возникнет ощущение. Такие вот ощущения, их совокупность — составляют эфирное тело. Ощущения могут вызвать эмоцию — хорошо, плохо, радостно, грустно. Эти совокупности эмоций составляют астральное тело.
Мы можем оценить эмоции интеллектуально, сделать из них какие-то выводы, умозаключения — совокупность таких, преимузественно интеллектуальных объектов составляет ментальное тело. На основании выводов, умозаключений у нас может возникнуть намерение что-то сделать, совершить поступок. Совокупность намерений составляет казуальное тело. Совершая поступки, мы осознаем себя, у нас возникает ощущение осмысленности существования, некоторое особое, так сказать экзистенциальное ощущение, понимание. Совокупность этих объектов — буддхиальное тело.
И, наконец, в момент высшего вдохновения, мы ощущаем тотальное единство с абсолютом, у нас возникает ощущение понимания, мы видим истину, ощущаем дыхание духа и т.п. — это относится к атманическому телу.
В момент смерти мы расстаемся с физическим, эфирным, астральным телами а также с низшей частью ментального. Наше духовное ядро, реинкарнирующий носитель индивидуальности, содержит атманическое, буддхиальное, казуальное тела и высшую часть ментального тела.
***
Здесь очень просто возникают 12 стадий — они есть просто переходы между телами.
Первоначальный импульс, обусловленный кармическими причинами, возникает в атманическом теле и цикл его развертывания запускается — происходит переход от атманического к буддхиальному телу, или, проще говоря, уровню. Мы должны осознать, понять каков смысл этого импульса, куда он собственно направлен. Это соответствует знаку Овна.
Далее, понимание, спускаясь вниз по градации плотности, порождает намерение к действию. Этот переход функционально соответствует знаку Тельца.
Действия осмысливаются интеллектом, описываются, встраиваются в нтеллектуальную картину мира — это знак Близнецов.
Далее порождается эмоция — как интегрирующая разрозненные интеллектуальные факты единая вибрация — это Рак.
Эмоция, астральный объект, спускаясь ниже, вызывает ощущения, энергетические потоки.Это — Лев.
Энергии и ощущения вызывают движение тела и конфигурируют его — это Дева.
Определенные движения и конфигурации вызывают ощущения — это Весы.
Ощущения и энергии интегрируются в единую эмоциональную оценку — Скорпион.
Эмоции рассматриваются интеллектуально и описываютсяв знаковых объектах — Стрелец.
Размышления и интеллектуальные поиски порождают намерение, действие — Козерог.
Действия дают ощущение бытия, смысл, понимание — Водолей.
Смыслосодержащие экзистенциальные объекты ощущаются как живые, одухотворенные — Рыбы.