Йога и синтетическая цель сновидений.
Для чего нужен анализ сновидений?
Сны запутаны и полны символизма. В бодрствующем состоянии мы иногда не можем вспомнить, а чаще и не понимаем, не можем распознать, что именно видели во сне. Но, находясь непосредственно во сне, мы смотрим на происходящее так, как будто оно для нас естественно, хорошо знакомо, и понятно. Вопрос о трактовке снов, толкование сновидений – это вопрос бодрствующего сознания. Это попытка ассимилировать иррациональное содержание сна в область рационального и объясненного, вписать и объяснить происходившее во сне с точки зрения привычных нам понятий бодрствущего ума.
Наш мыслительный процесс – многоуровневая и многопотоковая обработка поступившей в наш организм информации. Это не только слух, зрение, информация, поступившая в знаковом представлении. Это и ощущения тела, изменение его состояния под воздействием изменения химического состава окружающей среды, магнитных полей, атмосферного давления, микробиологической обстановки в кишечнике и в том, что мы принимаем внутрь — и т.д. Все эти вещи, по видимому, так или иначе представлены во сне теми или иными образами. И со всем этим объемом информации наше существо пытается справиться, пытается обработать его и пытается сделать какие-то выводы.
Или что? Что наш ум пытается делать со всем этим обилием информации? Вероятно, ум хочет принять какое-то решение. Принять правильное решение, о том, что нужно делать. Какое действие, с учетом всего этого, всей совокупности принятых сигналов, необходимо сделать что бы добиться желаемого.
И снова вопрос — а что же мы желаем? И даже не мы, а наша подсознательная, глубинная, иррациональная часть? Что нам надо? Что нам нужно, какую цель мы хотим достичь?
Фактически, это вопрос о цели нашего существования. Рассудок полагает одни цели — больше денег, безопасное существование, больше тепла в общении и так далее. Но мы хорошо понимаем, что иногда глубинная, сущностная цель нашего существования не сводится к простым вещам, к потребностям.
По поводу сути, если хотите смысла жизни, человечество думает очень давно. Итогом являются и разного рода философии и многочисленные религии. На мой взгляд, именно религии подошли ближе всего к ответу на вопрос о смысле бытия. Мне больше подходит здесь буддистская точка зрения. В буддизме наиболее глубоко рассмотрены психологические аспекты нашего бытия
Целью, целевой функцией живого существа является освобождение. Достижение состояния необусловленности, несвязанности, свободы. Достижение естественного и изначального состояния ума. Пребывая в котором мы испытываем блаженство.
Это можно проиллюстрировать всем понятным примером — мы вздыхаем с облегчением, когда освобождаемся от какой-то проблемы, напрягающей нас. И испытываем от этого блаженство. Вот к такому вздоху облегчения, скорее всего и стремится наша иррациональная часть, наш глубинный ум.
Что же нагружает нас? Классическая йога предлагает следующую цепь иерархии уровней нашего внутреннего ума: дискурсивное, аналитическое мышление — самость — намерение — блаженство.
Свобода возникает в момент освобождения от догмата намерения, окрашивающего наше существо желанием действия. Намерение, в свою очередь, возникает из ощущения самости, которое есть осознание отдельности, разрыва между нами и чем-то внешним,которое возникает из отрицания тождественности природы внешнего как объекта и нас как субъекта. Мы впадаем в иллюзию о том, что «Я» существует обособленно в тот момент, когда проводим границу. Отделяем себя от чего-то, анализируя и разделяя целостную вещь, ситуацию, ощущение, на составляющие при помощи дискурсивного, аналитического мышления.
Можно продолжить и предположить, что это отрицание не есть акт злонамеренной воли, а скорее ошибка, отведение взгляда от сути вещей в момент размышления об этой сути с использованием символического представлении ситуации, внутренних картинок, слов, знаков и т.п. — тех объектов, которыми оперирует наш мозг. Ситуация вне нас, она состоит из объектов снаружи, но мы размышляем о ней внутри себя, и оперируем при этом скетчами, набросками и знаками. И естественно, в тот момент, когда решаем, что эти картинки и есть суть ситуации — крепко ошибаемся.
Дискурсия – самость – намерение – блаженство – единство. Это сообщает нам теория йоги. Я думаю, что во сне мы видим репрезентацию всего этого ряда, может быть, лишь оборванного на намерении, но возможно, иногда продолженного в блаженство. Хотя… Кто из нас может похвастаться тем, что видел в своем сне фундаментальное блаженство освобождения?
Скажем мягко и корректно – мало кто. Во сне мы видим действие, движение – как символическое представление намерения. Танковая колонна нападает на страну – здесь движение танков отражает некоторое намерение захватить, победить что-то. Лифт едет вверх – намерение вырасти, подняться, например, по карьерной лестнице или поднять свой социальный статус. Самолет падает вниз, и в этом действии проявляется некоторое намерение, действие, ведущее к падению.
Во сне мы видим того, кто олицетворяет субъекта – чаще всего это мы сами. Иногда это какие-то знакомые или не знакомые нам люди. Эти субъекты в нашем сне характерным образом выражают некоторую эго-иллюзию. Некоторую идею относительно самости, «я», эго, которая на самом деле является не верной, является последствием утери понятия идентичности. Эти их характеристики, черты эго, как правило, явно и выпукло представлены во сне. И во сне мы видим объект – это или обстановка, или вещи, или предметы.
И вот, подсознание подталкивает нас восстановить идентичность, обусловленную разрывом, созданным между нами и объектами эго-иллюзией. Демонстрируя вытекающее из этого разрыва намерение. Оно показывает нам суть нашего внутреннего разрыва, внутреннего конфликта и призывает сознание понять этот конфликт, генерируя для нас то или иное осмысленное толкование сновидений.
Я вижу генерала, планирующего наступление. При этом во сне я сам занимаю позицию солдата. Сон подсказывает мне обнаружить в себе тождественность с генералом. Сон говорит мне, что я, занимая сознательно или бессознательно положение солдата, на самом деле одновременно несу в себе черты генерала, и сон показывает мне те черты генерала, которые на самом деле есть у меня самого и которые есть выражение моей эго-иллюзии. И мои черты, которые есть тоже последствия той же самой иллюзии. Например, он сурово хмурит лицо, и думает какую-то свою мысль, ведя солдат в бой, отгораживаясь тем самым от меня-во-сне-солдата, — это и есть выражение моей эго иллюзии, которая нарушает мое единство с объектом и мою идентичность. Излишняя сосредоточенность на внутреннем образе, в ущерб контакту с окружающей реальностью. …
Мозг пытается обработать поступивушую в него информацию и делает это через операции над символическими представлениями этой информации – образами. Мы же, глядя на те картинки, которыми играет мозг, иногда ошибочно путаем их с той реальностью, к которой они относятся. И как только мы это делаем, мы теряем связь с реальностью, теряем ощущение единства с реальностью, и понимания ее. И в этот момент и начинается «кармическая» цепь последствий.
Мозг во сне пытается предъявить нам эти самые первичные образы. С тем, что бы мы, пересмотрев их и присутствуя в них, все же восстановили утраченное единство. Мы живо, естественно, духовным образом реагируем на происходящее во сне. И эта живая реакция и несет в себе то, что нам надо обнаружить в символических образах – реальность. Как отличить реальное от нереального? Что есть мои фантазии, модели, а что есть следствия взаимодействия меня с реальностью?
Для человека, который утратил ощущение, постижение, контакт с реальностью, все, чем он живет – иллюзия. Все нереально, все есть лишь продукт его даже и не ума, а просто фантазии. Реально то, что обладает в себе духовным ядром. Существует то, что обладает в себе тем, что мы называем жизнью. Частичкой бога. Наблюдателем. Только духовные существа обладают реальностью бытия, существуют необусловлено, абсолютно. Лишь то существует абсолютно, что имеет в себе абсолют. То, что не обладает, существует относительным образом – как результат отношения, контакта, взаимодействия двух и более существующих абсолютно сущностей. Постижение абсолюта в наблюдаемом одновременно с постижением абсолюта в себе. Это и есть тот «катарсис», «гештальт», «инсайт», «самадхи», и так далее – высший акт творческого действия.
Увы, к сожалению, ни катарсиса, ни инсайта во сне невозможно – по крайней мере до тех пор, пока мы пребываем во сне бессознательно и не в состоянии предпринимать произвольных осознанных действий. А действие тут возможно лишь одно – трансценденция, то бишь преодоление пределов, накладываемых на нас нашей собственной ошибкой, породившей разграничения и пределы – «вот это я, а после этого рубежа уже не я». Трансценденция в первую очередь как отказ от связанности с текущим состоянием сознания, выход из него. Понятно, что по своей сути такая трансценденция в состоянии сна возможна лишь с выходом их этого состояния – то есть пробуждением. Увы, мало кто в состоянии проснуться, продолжая быть спящим. От этого все возможные трансценденции и трансформации того состояния сознания, которое очерчено, указано подсознанием через состояние сна возможны только потом, в бодрствующем состоянии. …
Таким образом, возможный анализ содержания сна может сводиться к анализу трех его составляющих – действия, или же намерения, самости или же характерных черт субъекта, представленного в содержании сна и объективной реальности – того символического поля, на котором разыгрывается мистерия подсознания в сновидении. Цель этого анализа – постичь те познавательные ошибки, которые были сделаны на этапе анализа некоторой совокупности воспринятой информации, и восстановить целостность через обнаружение идентичности субъекта и воспринимаемых им объектов. Достичь того самого «инсайта» в содержание сновидения которое есть скрытое в символах предложение понять и увидеть целостность как присутствие единого наблюдателя, духа во всех представленных во сне образах.
Или проще — увидеть в объектах сна самого себя. Опознать и осознать свое присутствие. Какими бы ни были эти объекты — если во сне видится лес — это тоже мы. Надо опознать, распознать в лесе самого себя. Представьте себя лесом. Что он чувствует? Чего хочет? И так далее.
Итого: цель сновидений — синтетическая. Цель сновидений — реинтеграция нас и диссоциированных от нашей личности областей опыта. Нашего личного опыта, опыта переживания, действия и т. п. Воссоединение с теми нашими качествами, которые мы ошибочно воспринимаем как не свои.